Левитан
Исаак Ильич
Исаак
Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской
губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой
и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно
умирает мать, затем отец. Тринадцати лет Левитан поступает в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь
без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную
мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова. Несмотря
на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали
и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем
рисования. Левитан покидает училище, куда вернется уже известным художником
в качестве руководителя пейзажной мастерской. К первым из дошедших до нас произведениям
живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках,
— "Вечер" (1877, ГТГ) и "Солнечный день. Весна" (1877, частное
собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность,
перегруженность композиции деталями, — они пронизаны светлым юношеским чувством
любви к прроде. С ученической выставке 1880 года П. М. Третьяков приобретает
картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники" (ГТГ).
Это было первым признанием его таланта. Левитан создает произведение, созвучное
настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой
манере, широко и обобщенно, была во многом ученической. Молодому художнику еще
предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.
В летние месяцы 1880—1884 годов он пишет с натуры в Останкине. К этому времени
относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880, Горьковский гос. художественный
музей), "Дуб" (1880, ГТГ), "Сосны" (1880, частное собрание).
Художник создает пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: "Последний
снег. Саввинская слобода" (1884, ГТГ), "Мостик. Саввинская слобода"
(1884, ГТГ). 1885 году в имении Киселевых в Бабкине Левитан знакомится с А.
П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Только к середине 80-х
годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство,
беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась
болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает
выставку шестидесяти пейзажей.
В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу.
Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.
Левитан — один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа; ее бесконечными
просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень
вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.
Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым
покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888, ГТГ) и "Вечер.
Золотой Плёс" (1889, ГТГ).
И совсем иной эмоциональный настрой заключен в картине "После дождя. Плёс"
(1889, ГТГ). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью... Голубовато-серебристая
гамма с многочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха.
Особого внимания заслуживают картины "Золотая осень. Слободка" (1889,
ГРМ) и "Березовая роща" (1889, ГТГ). В них Левитан передает епосредственность
восприятия разных состояний природы.
"Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну словом, не понимаю себя
вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней",
— писал в эти годы художник А. П. Чехову.
В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок.
С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую.
Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен
период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные
полотна, как "У омута" (1892, ГТГ), "Владимирка" (1892,
ГТГ) и "Над вечным покоем" (1894, ГТГ). "Владимирка" — одна
из лучших картин Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное
содержание может передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину
живописец преподнес в дар Третьяковской галерее. Многочисленные искания художника
нашли выражение в картине "Над вечным покоем". Безграничность просторов
русской природы и ее далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых
панорамах волжского цикла. ... В бескрайних просторах воды и неба на косогоре
затерялась одинокая церквушка. Косогор, будто плот, несет ее вперед. Ветер,
порывисто налетая, сгибает тонкие ветви деревьев на погосте. Сверху громады
туч ведут небесный бой. Вода холодна и неподвижна. В безмолвии—сила и тревога.
Жизнь человека, как маленький, трепетный огонек в церквушке, противопоставляется
холодному, вечному бытию природы...
1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала
силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы
порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь
к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла
преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана
в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает
последний период творчества художника.
Левитан И.И. Осенний день. Сокольники.
"После
дождя. Плёс"
Сайт создан в системе
uCoz